Франкфуртская школа

Франкфуртская школа
\
Генезис, развитие и программа франкфуртской школы
\
    Франкфуртская школа берет свое начало в 20-х гг. с Института социальных исследований. Директорами института были австро-марксист Карл Грюнберг, Фридрих Поллок и затем Макс Хоркхаймер (с 1931 г.). Именно с последним работа института приобрела особо важное направление в социальной критике. В журнале «Архив истории социализма и рабочего движения» появлялись не только работы Карла Корша, Дьёрдя Лукача, но и Д. Рязанова, директора Института марксизма-ленинизма в Москве. В 1932 г. Хоркхаймер основал журнал «Социальные исследования», в котором развивается тематика «Архива». Хоркхаймер особое внимание уделял проблемам всеобщего и диалектики, социально-экономическим, культурно-психологическим связям, устанавливал преемственность гегельянства, марксизма и фрейдизма.
    Существует, писал Хоркхаймер, угол зрения, имеющий в качестве предмета все общество, всю социальную структуру. Теоретик-критик ищет путь рационального развития общества, где нет эксплуатации. Фашизм, нацизм, сталинизм, «холодная война», индустриальное общество, психоанализ и проблема человека — типичные темы франкфуртской школы.
    Среди ее представителей — Фридрих Поллок («Марксистская теория денег», 1928; «Современная ситуация капитализма и перспективы переустройства плановой экономики», 1932); Генрих Гроссман («Закон накопления и крах капиталистической системы», 1929); Карл Август Витфогель («Хозяйство и общество Китая», 1931; «Восточный деспотизм», 1957). Позже к ним присоединятся Теодор Адорно, Герберт Маркузе, Эрих Фромм, литературный критик Вальтер Беньямин и социолог литературы Лео Левенталь («05 общественном положении литературы», 1932), политолог Франц Нейман.
    В период фашизма группа франкфуртских философов эмигрировала в Женеву, Париж, затем Нью-Йорк. Последней коллективной работой стали «Очерки о власти и семье», где обсуждаются проблемы двойственной природы власти, семьи как средства воспроизводства общества, критики технологической рациональности, необходимости нейтрализации дефектов позитивизма и т.п. После Второй мировой войны Маркузе, Фромм, Левенталь и Витфогель остались в США. Адорно, Хоркхаймер и Поллок вернулись во Франкфурт. В 1950 г. во вновь открытый Институт социальных исследований вернулись Альфред Шмидт, Оскар Негт и Юрген Хабермас, автор работ «Логика социальных наук» (1967) и «Познание и интерес» (1968).

Западная философия от истоков до наших дней. - "Петрополис".. . 1994.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Франкфуртская школа" в других словарях:

  • ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА — одно из наиболее влиятельных и продуктивных направлений в неомарксизме, сложившееся в 1930 е гг. вокруг возглавлявшегося М. Хоркхаймером Ин та социальных исследований при Франкфуртском ун те. Основные темы Ф.ш. эпистемология социальных наук,… …   Философская энциклопедия

  • ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА —         влиятельное на правление в совр. нем. философии и социологии, сложилось на базе Ин та социальных исследований при Ун те во Франкфурте на Майне. Ин т организован в 20 х гг. Г. Вейлем и К. Грюнбергом (директор, издатель “Архива по истории… …   Энциклопедия культурологии

  • Франкфуртская школа — (Frankfurt School) Создана при университете во Франкфурте на Майне в 1923 г., с 1935 по 1953 г. находилась в изгнании в США. Возобновила свою деятельность во Франкфурте под руководством Юргена Хабермаса, который преподавал в университете в 1960 х …   Политология. Словарь.

  • ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА — в немецкой философии и социологии, в 30 70 х гг. 20 в.; центр Институт социальных исследований во Франкфурте на Майне (с 1931). Главные представители: М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, Ю. Хабермас. В философско социологической… …   Современная энциклопедия

  • ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА — в немецкой философии и социологии 20 в. возникла в нач. 30 х гг., центр Институт социальных исследований во Франкфурте на Майне (с 1931, в 1934 39 в Женеве и Париже, в 1939 46 в США), главные представители: М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э …   Большой Энциклопедический словарь

  • ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА — одно из течений в социологии и социальной философии 20 в., названное так по месту нахождения Института социальных исследований, деятельность которого, начиная с 1930 х, положила начало оформлению основных идей этого интеллектуального направления …   Новейший философский словарь

  • ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА — англ. Francfurt School; нем. Frank v furter Schule. Неомарксистская соц. фшюс. и соци ол. концепция (М. Хоркхаймер, Т. Адо рно, Э. Фромм, Г. Маркузе, Ю. Хабер мас и др.), в основе к рой лежит антипозитивизм и проблематика отчуждения и… …   Энциклопедия социологии

  • Франкфуртская школа — в немецкой философии и социологии, в 30 70 х гг. 20 в.; центр Институт социальных исследований во Франкфурте на Майне (с 1931). Главные представители: М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, Ю. Хабермас. В философско социологической… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Франкфуртская школа — Макс Хоркхаймер (слева), Теодор Адорно (справа) и Юрген Хабермас (справа на заднем плане) в …   Википедия

  • франкфуртская школа — в немецкой философии и социологии XX в., возникла в начале 30 х гг., центр  Институт социальных исследований во Франкфурте на Майне (с 1931, в 1934 1939 в Женеве и Париже, в 1939 1946 в США), главные представители: М. Хоркхаймер, Т. Адорно,… …   Энциклопедический словарь

  • ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА — (FRANKFURT SCHOOL) Влиятельное движение в современном марксизме; группа ученых, работавших в Институте социальных исследований (1923 1950) при Франкфуртском университете. Почти все члены Франкфуртской школы были евреями и оказались в изгнании в… …   Социологический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»